Школа для родителей: как выучить таблицу умножения с ребенком при помощи смекалки
В начальных классах многим детям проблематично выучить таблицу умножения: числа не запоминаются простым заучиванием, а цифры путаются в голове. Благодаря предложенным рекомендациям младшеклассник научится логически рассуждать и быстро перемножать однозначные числа с помощью ума и подручных средств.
Как пользоваться квадратом Пифагора
Графический материал для запоминания таблицы умножения придумали еще до нашей эры. Сначала таблица Пифагора покажется ребенку непонятным и сложным набором случайных чисел. Со временем она отложится в памяти. Решая пример или уравнение, школьник будет мысленно представлять таблицу, чтобы дать корректный ответ.
Задача взрослого — помогать освоить правильную работу с материалом:
- Объясните принцип поиска в таблице результата умножения. Правильный ответ расположится на пересечении множимого и множителя. Нужно провести мысленные линии: горизонтальную, от нужного числа в отделенном крайнем левом столбике, и вертикальную, от требуемого примером числа в верхней строке.
- Упростите понимание таблицы. Покажите на конкретном примере, что перемена расположения множителей не влияет на решение уравнения. Умножив 5 на 7, ребенок получит тот же исход, что и при умножении 7 на 5.
- Помогите увидеть физический смысл за числами в таблице. Предложите представить, что каждый ответ в ней занимает отдельную ячейку. В прямоугольнике, образованном пересечением вымышленных линий, их количество соответствует числу, на котором сходятся эти линии. В уравнении «3×4=12» ячеек-клеточек —12. Так будет в поиске решения любого примера.
Поиск закономерностей
Этот метод частично основан на том же графическом квадрате. Родителю желательно наглядно показать закономерности в таблице умножения. Они еще больше упростят понимание предмета, облегчат обучение и помогут ребенку развить логическое мышление. Начинать желательно с малых значений:
- При умножении на единицу любое число остается неизменным.
- Умножить на 2 — это просто прибавить к множителю его самого. Вычислительная операция заменяется обычным сложением.
- При умножении на 5 четного числа просто возьмите его половину и допишите 0. Пример: 8×5=40. Здесь 4 — это половина от 8, да еще плюс 0. Получается 40.
- При использовании в примере цифры 5 ответ всегда будет оканчиваться на 0 или 5.
- Чем крупнее числа в таблице, тем труднее дается запоминание ответа. Цифра 9 в качестве множителя или множимого позволяет проверить решение с помощью простого сложения. Сумма цифр в ответе всегда уйдет равна 9. Например, 7×9=63. Проверка: 6+3=9. Ответ корректен.
- Примеры с девяткой в таблице имеют еще одну закономерность. Результат всегда начинается на цифру, которая на единицу меньше второго множителя. В случае с 6 это будет 5 (54), с 8 — 7 (72). Вторую цифру в ответе легко найти, зная пункт 5 данного списка.
- Умножить на 10 — значит, пририсовать справа к множителю 0. Это ребенок запомнит за 5 минут.
В помощь — игра
Запоминать таблицу умножения в игровой форме гораздо интереснее. Один из вариантов — фокус с игральными костями. Он поможет разобраться с примерами с цифрой 7:
- предложите ребенку бросить на стол определенное количество кубиков;
- попросите сложить выпавшие значения между собой и прибавить к ним сумму значений на обратной (нижней) стороне кости;
- дайте правильный ответ.
Секрет фокуса очень прост. В кубике сумма любых противоположных сторон равна 7. Если с одной стороны выпало 5, с другой будет 2. Чтобы дать верный ответ, достаточно просто умножить количество кубиков на 7. Используете 4 шт. — результат 28. Тренировкой в овладении таблицей станет обучение этому фокусу ребенка.
Математика легче дается с практикой. Помогите ребенку почувствовать пользу таблицы умножения в жизни. Попросите сосчитать понятные вещи:
- скольким количеством яблок он угостит 4-х друзей, если даст каждому по 2 шт.;
- сколько будут стоить 3 шоколадки, если известна цена одной (желательно использовать круглые значения);
- сколько колес у четырех автомобилей на стоянке, сколько ушей, хвостов или лап у 3-х собак во дворе, и т. п.
Задачка «Снегопад на площади» поможет школьнику не только выучить таблицу, но и своими силами добиться результата, понять и отработать механизм его достижения. Вводные данные: снег частично засыпал мощенную плиткой площадь. Нужно без расчистки узнать точное количество плиточек на участке. Игра стимулирует ребенка заменять сложение умножением. Дидактический материал готовят так:
- в тетради в клеточку выделите прямоугольник свободного размера;
- отделите волнистыми линиями «заснеженный» участок и плотно заштрихуйте его.
Лайфхаки для легкого понимания
Прием поможет быстро освоить столбик значений таблицы с 9:
- сложите ладони ребрами друг к другу;
- мысленно пронумеруйте пальцы слева направо;
- придумайте задание и загните палец с числом-номером, на которое необходимо умножить 9;
- получите результат: количество пальцев слева от загнутого соответствует десяткам, справа — единицам.
Пример 6×9 вынуждает загнуть 6-й по счету палец. Слева от него осталось 5, справа — 4. Ответ — 54.
Обычная игра-бродилка с кубиком и фишками тоже поможет в подготовке к школе. Если ребенок умеет считать и правильно ходит по игровому полю, после нескольких раундов измените условия. Пусть выброшенные значения кубика считаются двойными или тройными. Ребенку будет интересно ходить дальше, он потренирует знание таблицы до 6.
Особенности домашнего обучения
Современные программы в школе подразумевают освоение таблицы дома, на каникулах. Не превращайте процесс в мучение для себя и своего чада. Предложенные техники и приемы позволят охватить базовые знания таблицы до 10. Учение облегчат советы педагогов:
- Не заставляйте. Иногда даже можно не предлагать. Незаметно заинтересуйте ребенка самостоятельно узнать что-то новое.
- Учите постепенно. Осваивайте таблицу шаг за шагом.
- Играйте. Таблицу легче запомнить в играх и на примере окружающего мира.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
- Хвалите за успехи. Не ругайте в случае неудачи.
Рекомендации по освоению таблицы универсальны и пригодятся для изучения любого предмета. В очереди, во время поездки в транспорте, на совместной прогулке найдется несколько минут для решения выдуманной на ходу интересной задачки. А еще можно придумать мини-состязания, испытать знания на «слабо» и другие способы. Если покорение вершины в виде таблицы умножения легло на ваши родительские плечи, постарайтесь облегчить процесс для своего ребенка.