Мерчендайзер: суть профессии. Кто это такой и чем он занимается
В чем заключается работа мерчендайзера
Термин – название этой профессии – пришел из английского языка. Merchandising обозначает работу с потребительской аудиторией для продвижения определенного товара. В оригинале merchandiser означает примерно «специалист по товарам» или «товаровед». В отечественных условиях мерчендайзер не просто продвигает товар, а озабочен увеличением его продаж всеми доступными способами: от глобальных, до мелких уловок и хитростей.
Цель современного мерчендайзера – стимулировать покупателя приобретать конкретную продукцию. А круг задач представителя этой профессии можно очертить так:
- анализ потребительского спроса и предложения в конкретной точке сбыта, у конкурентов и в целом на рынке;
- контроль и корректировка количества и ассортимента товара на складе и в определенной точке сбыта;
- оформление торгового зала и выгодное расположение продукции;
- продвижение товара и формирование бренда компании с помощью промоакций, скидок, распродаж и других привлекательных для клиентов предложений.
Плюсы и минусы профессии
Главный плюс мерчендайзинга – при определенной смекалке и внимательности влиться в профессию может даже новичок, студент без стажа и опыта какой-либо работы. Кроме того, сфера деятельности характеризуется такими преимуществами:
- Творческое начало. Мерчендайзинг, по отзывам представителей этой профессии, – это нечто среднее между наукой и искусством. Алгоритм действия в конкретных ситуациях есть, но часто проблема требует неординарного подхода.
- Шанс для открытия. Основные принципы и приемы работы с потребителями раскрыты и описаны. Но потребности общества под действием времени меняются, поэтому меняется и подход к клиентам. У мерчендайзера есть возможность придумать нечто новое и успешное в своем деле.
- Возможность для роста. Хороших мерчендайзеров не много: их ищут и готовят крупные компании.
Среди минусов — ненормированный рабочий день. Возможно, придется задерживаться и ездить в командировки. Кроме того, рабочий ритм мерчендайзера — нестабильный. Периоды медленно продвигающихся дел могут сменяться отчаянным цейтнотом. Для начинающего специалиста в магазине или на складе немало грязной и тяжелой работенки: помыть, поставить, перенести, разгрузить.
Внимание! Нередко дополнительным требованием при устройстве на такую работу является собственный автомобиль.
Особенности мерчендайзинга в торговых компаниях разного типа
Самое популярное место работы для мерчендайзинга – магазин самообслуживания: от супермаркета до гипермаркета. Именно в таких магазинах, где покупатель сам подбирает себе товар, для увеличения продаж важно правильно направить его в нужную сторону, опираясь на подсознательную составляющую. Приемов для этого множество. У большинства из них «ноги» растут из психологии:
- расположение дорогого товара на уровне глаз;
- эффект «ломящихся полок»;
- расстановка товара во всем магазине по определенной схеме и др.
В последнее время, с активным развитием интернет-продаж, вакансии мерчендайзеров открывают и крупные онлайн-магазины. Хотя такие специалисты скорее будут выполнять функции маркетологов. Они будут обслуживать не розничную торговлю, а глобальную изменчивость рынка конкретных товаров, изучать желания покупателей, предлагать стратегические решения для продвижения. Но это не будет работой «в поле».
Внимание! Если компания достаточно крупная, чтобы иметь несколько торговых точек в разных населенных пунктах, у нее возникает потребность в открытии должности супервайзера. Фактически – это руководитель мерчендайзеров, аналитик, занимающийся сбором и систематизацией информации с торговых точек, динамики рынка.
Профессия мерчендайзера достаточно интересна, свежа и располагает к внутреннему развитию и совершенствованию. Это делает ее привлекательной для молодых людей, умеющих думать и любящих действовать.
Как стать мерчендайзером: видео
https://youtu.be/1IedNdjeTg4