Как научить ребенка читать: когда начинать, способы обучения, ускоренное чтение

Когда можно начинать учить чтению

В мире все большую популярность набирает ранняя методика обучения чтению. Этот способ до конца еще не изучен, но среди специалистов уже появились его противники. Психологи пришли к выводу, что чем раньше мы учим малышей читать, тем сложнее проходит социальное развитие. Такие дети тяжело находят общий язык со своими сверстниками. И вовсе не потому, что выше по развитию, чем одногодки, а потому что у них не развиты социальные навыки. Вместо их формирования, мозг был занят обучением чтению.

Внимание! Логопеды утверждают, что раннее обучение чтению не приносит никакой пользы, т.к. ребенок просто не понимает смысла прочитанного и даже не может пересказать полученную информацию

Ученые выделили несколько признаков детского развития, по которому можно определить готовность к обучению читать:

  • малыш может разговаривать предложениями. Если ребенок, еще не до конца приобрел навыки речи, то учить читать его не стоит, это может спровоцировать торможение разговорного развития;
  • у ребенка сформирован фонематический слух, т.е. он понимает из каких звуков составлено слово, может отделить его от другого. Т.е. он может назвать слова, которые начинаются на букву «Г» или заканчиваются на «Я», или выделить общий слог у слов мука, муха, муравей.
Учить малыша чтению можно только когда он овладел навыками речи
Учить малыша чтению можно только когда он овладел навыками речи
  • у малыша нет трудностей по логопедии. Он должен нормально выговаривать алфавит, иначе это может нарушить фонетический звук и мешать правильному чтению;
  • у ребенка должна быть развита ориентация в пространстве. Он должен отличать лева и право. При проблемах с ориентированием, ребенок может путать зеркальные буквы, (Р и Ь, С и Э).

Давайте разберемся в основных методах обучения чтению.

Азбучный метод

Суть такого метода в том, что к каждой букве алфавита идет зрительная опорная картинка. Например «А» — ананас, «Б» — баран и т.д. Для изучения алфавита такая методика пригодна, но не для чтения. Для ребенка трудно воспринимать, как из «малины» и «ананаса», может получиться мама.

Совет. Также не советуют учить ребенка называть буквы ЭС, ЭР, ЭМ, а только как мы слышим в словах.

Букварный способ

Это один из традиционных способов обучения. Существует много разновидностей, но главная их особенность в том, что они учат соединять звуки в слоги, а их в слова. При этом все задания сопровождаются яркими картинками героев, зверят и растений.

Совет! Чтобы обучение чтению прошло легко, букварь не должен начинаться с изучения сначала алфавита, а потом слогов, эти процессы должны происходить параллельно.

Несмотря на множество нововведений, многие родители и учителя предпочитают именно этот метод. Хотя это не самый легкий способ, но он последовательно учит ребенка чтению: сначала звуки, потом слоги, затем слова.

Обучение по букварю остается самым полярным способом
Обучение по букварю остается самым полярным способом

Метод Глена Домана

Он основан на изучении цельных слов. Суть обучения заключается в том, что начиная с двухмесячного возраста, когда малыши научились фокусировать взгляд, им показывают карточки со словами или предложениями. Это сопровождается их озвучиванием, мамой или другим взрослым. Первоначально «занятие» длиться до 10 минут, с постепенным увеличением времени.

Но при данном методе надо придерживаться определенной схемы, карточки должны нести определенный набор слов, букв, информации. А также необходимо упорство родителей, т.к. постепенно интерес, как родителей, так и ребенка угасает.

Внимание! Данный способ больше подойдет для английского языка, т.к в нем отсутствуют склонения и падежи. Т.к. если ребенок выучил слово «игрушка», он будет игнорировать окончания в других падежах, «игрушки», «игрушку».

Кубики для чтения Зайцева

Эта методика разработана российским ученым Н.А. Зайцевым. Его способ обучения обширен и состоит из кубиков со слогами, двд дисков, методических пособий. Кубики со складами различаются по весу, цвету, размерам, это сделано для того, чтобы ребенок запоминал слова и слоги непроизвольно и надежно.

Внимание! Такой метод чтения подходит для детей с диагнозом алалия, аутизм, ЗПР, а также не владеющих русским языком и левшам, т.к. им легче запоминать слоги, чем аналитически мыслить.

Однако эта методика тоже вызывает противоречия, многие считают, что ребенок обучающейся по данной системе, в будущем не может разделить слово по составу.

В его кубиках нет сочетаний, которые не возможны в письме, например «Шы» и «Жы», а также буквы с Ъ и Ь на конце. Однако есть слог с окончанием на «э», который практически не встречается в письме.

Система развития по Павлу Тюленеву

Или второе ее название – система максимально раннего развития. Данный ученый предполагает, что малыш может складывать слова из букв к году, а читать к двум годам. Для этого ему надо после месячного возраста показывать карточки с буквами, озвучивая их. При этом нельзя допускать малыша к игрушкам. Множество ученых противятся этому методу, т.к. при нем пропускаются два этапа в развитии – образный и сенсорно-моторный.

Методика П. Тюленева позволяет малыш изучать иностранный язык с первых дней жизни
Методика П. Тюленева позволяет малыш изучать иностранный язык с первых дней жизни

Методика Фединых

Учебник «Как научить ребенка читать», автором которой является Ольга и Сергей Федины, заключаются в изучении письменной речи, от простой к сложной. Занятия состоят из 7 этапов, от букв к несложным предложениям. Сначала ребенок изучает разные типы слогов:

  • с окончанием на гласную;
  • начинающиеся на гласную букву;
  • с гласными я, е, ю.

Затем ребенок изучает простые слова из 3-х и 4-х букв, а затем более сложные. В итоге он может самостоятельно читать небольшие простые предложения. Данная методика нравится малышам благодаря массе веселых картинок, а родителям — за практические советы по обучению.

Как научить ребенка быстрому чтению

  • Для начала выбираем легкий текст по возрасту своего чада. Засекаем одну минуту и считаем сколько слов он прочитал за это время. На следующий день повторяем урок. С каждым разом ребенок должен читать быстрее, нужно наглядно показывать, что он освоил больше информации. Это будет хорошей стимуляцией к успеху.
  • Ребенок должен не только быстро читать, но и понимать прочитанный текст. После окончания урока, задайте ему вопросы по рассказу. Если он не смог ответить на них, повторите занятие еще раз.
  • Выполняйте упражнение «собираем слова». Для этого на карточках напишите 10-15 слов, состоящих из 3-4 слогов. А потом разрежьте их по частям. Ребенок должен собрать из них единое слово.
Совет! Чтобы заинтересовать ребенка, сделайте яркие цветные карточки с рисунками.
  • Сделайте карточки из слов, чтобы их можно было сформировать в предложения. Выбирайте несложные, например, «Мама пошла за молоком», постепенно усложняя их «Мама пошла в магазин за молоком».
  • Занятия по ролевому чтению, помогут закрепить информацию. Пусть ваше чадо читает с интонацией, можете разделить роли, покажите как разговаривает тот или иной персонаж. Попросите, чтоб один герой разговаривал медленно, а второй быстро.
  • Наращивание слов, помогает быстрее научиться читать. Например, сделайте табличку, на которой будет нарисована кошка, а под ней коревое слово «кот». Пусть малыш последовательно добавляет окончания и суффиксы. Например, кот-котик-котенок.
Помните, что с малышом нужно заниматься ежедневно, тогда будет хороший результат
Помните, что с малышом нужно заниматься ежедневно, тогда будет хороший результат
  • Упражнение «ищем заданное слово» может закрепить навыки чтения и развить память. Дайте прочитать небольшой текст по возрасту ребенка. Потом он должен пересказать его. После этого попросите найти слово из этого рассказа. Обычно такое упражнение очень нравится детям, ведь оно носит игровой характер.
  • Иногда на скорость чтения влияют сложные слова для ребенка. Обычно это слова с двойными согласными. Чтобы таких проблем больше не возникало, напишите на бумаге 30 слов, которые вызывают трудности у ребенка. Просите его читать по 2-3 раза каждое слово. Набор слов нужно периодически менять.
  • Поможет ускорить чтение артикуляционная гимнастика. Выберите 2-3 скороговорки и читайте их вместе с малышом. Попросите его читать с разной интонацией и скоростью.

Внимание! Это также поможет выявить проблемы с произношением некоторых букв. В таком случае нужно обратиться к логопеду.

Нужно ежедневно заниматься с ребенком. При этом все упражнения должны носить игровую форму и проходить в хорошем настроении. Поощряйте свое дитя, хвалите при положительном результате и подбадривайте при неудаче. После плодотворных занятий и при явном прогрессе, можно порадовать ребёнка подарком.

Как научить ребенка читать: видео